В то время как Государственная пограничная служба Кыргыстана сообщает о некоторой оптимизации процесса пропуска граждан и транспорта на кыргызско-казахской границе, водители большегрузных машин заявляют, что испытывают проблемы на российско-казахской границе.
По словам председателя Независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Дастана Мирякубова, к нему обратились кыргызстанцы, чьи грузовики уже который день не могут въехать на территорию Казахстана со стороны России:
- Они присылают мне сообщения, видеоролики. Говорят, пятые сутки не могут прорваться. Даже те, которые идут «тир-карнетом».
Речь идет о Carnet TIR - это международный таможенный документ, держатель которого имеет право на упрощенные таможенные формальности при перевозке в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах грузов между странами. По словам Дастана Мирякубова, эти большегрузные авто застряли в районе села Маштаково Западно-Казахстанской области РК. На видео, которое он получил по whatsapp, слышно, как водитель говорит, что грузовые машины не впускают не только на территорию Казахстана, но и обратно – в Российскую Федерацию, они стоят на нейтральной территории.
«Эти машины едут из России, Европы. Их не впускают и заставляют развернуться - ехать через Петропавловск, а это крюк в более чем две с половиной тысячи километров. Причем не просто так не запускают, а требуют невозможного: хотят, чтобы они открыли машины, которые едут под пломбой, закрытые. А как они откроют? Без присутствия таможни они не могут этого сделать», - пояснил Дастан Мирякубов.
Он не уточнил сколько именно фур стоит на этой границе, но подтвердил, что у всех машин кыргызстанские номера. По его словам, крупные грузы на таких машинах проверяют через специальные рентген-аппараты, и это практикует, к примеру, российская сторона:
- Вот сейчас мне пишет человек - вез печенье, полная машина, забита. Говорит, его заставляют сделать проход, чтобы человек мог посередине пройти и посмотреть груз. Но это же невозможно! Как это сделать? Представьте, 20 с лишним тонн выгрузить из машины, чтобы человек мог пройти и посмотреть!
Глава профсоюза водителей-дальнобойщиков подчеркнул, что данный вопрос может решиться только на межгосударственном уровне. «Надо помочь нашим ребятам, которые не могут вернуться домой. Не говоря уже о грузах - есть ведь еще и договора… Машины в час по 50-60 литров солярки используют, потому что им нельзя останавливаться, иначе продукты испортятся», - напомнил Дастан Мирякубов и добавил, что скорее всего, убытки за недоставленный вовремя товар лягут на плечи простых дальнобойщиков-кыргызстанцев.
Между тем исполнительный директор «AMAP» (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) КР Мелисбек Жунусов сообщил корреспонденту «Азаттыку», что к ним подобные обращения не поступали:
- Мы выдаем TIR-книжку 86 кыргызстанским компаниям, которые занимаются грузоперевозками, у нас есть своя группа в whatsapp, но никаких сообщений – ни письменных, ни устных мы не получали. Если же такие жалобы приходят, мы сразу реагируем.
По словам Жунусова, за последние три дня к ним обратились только два водителя-дальнобойщика, первый из них простоял на границе 6 часов, а второй и того меньше:
- Они объяснили это тем, что машины просто стали более тщательно проверять. Carnet TIR, действительно, дает возможность облегченного проезда транзитом через третьи страны. Но в случаях, если у соответствующих органов появятся обоснованные претензии, например, вместо указанных 20 тонн весы показывают 22 тонны, то они в присутствии комиссии, в том числе таможенных органов, могут вскрыть машину и потом снова запломбировать.
Мелисбек Жунусов напомнил, что
со вступлением в ЕАЭС кыргызстанские дальнобойщики стали меньше пользоваться TIR-книжками и в основном ездят, предъявляя на границе обычные накладные.
«TIR-книжками пользуются около 1500 водителей, а всего в стране их у нас более 10 тысяч. Поэтому я и говорю, если есть какие-то проблемы, вопросы на границе – пусть дадут нам номера телефонов, имена и фамилии, мы же не можем обращаться в госорганы, не имея фактов и полных сведений», - заключил представитель «AMAP».
Оказался не в курсе ситуации с фурами в районе Маштаково и начальник управления автомобильного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта и дорог КР Адылбек Акматов. Но он пояснил, что с жалобами о проблемах на этом участке в ведомство никто не обращался, была лишь одна жалоба от компании CronaTrans:
- К нам обратился руководитель фирмы, 9 машин с табаком которой застряли на пункте пропуска в Астрахани. По его словам, соответствующие органы Казахстана потребовали, чтобы машины проходили КПП в Петухово и Троицке, где есть рентген, то есть современные установки для сканирования грузов. Но проблема в том, что расстояние от Астрахани до этих пунктов составляет порядка 4 тысяч километров, то есть это большой крюк. Вот такие проблемы. Сейчас директор компании думает, может быть, все-таки машины поедут туда, чтобы не терять время.
Что касается ситуации с фурами в Западно-Казахстанской области РК, то по словам чиновника, они готовы помочь, если к ним обратятся официально:
- Мы будем помочь, но дайте нам факты: где, когда, сколько машин, на каком участке госграницы и что от них требуют. Как уполномоченный орган мы поставим в известность правительство и окажем содействие.
За комментарием по сложившейся ситуации корреспондент «Азаттык» обратился к главе комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Марату Аманкулову, который считает, что «проблемы созданы именно со стороны казахстанских отраслевых служб, и это носит больше политический характер»:
- Этот вопрос снимется, когда решится проблема с границами в целом, комплексно. Правительство держит проблему на контроле, и премьер-министр вплотную сейчас занимается ею, потому что это первостатейная задача. Думаю, в ближайшее время она решится.
А что если при плохом раскладе убытки придется компенсировать простым водителям-дальнобойщикам? На это парламентарий отметил, что «эти вопросы надо решать индивидуально и изучать договор»:
- Кыргызстан и Казахстан - члены ЕАЭС, есть определенные договоренности. И вот такое внезапное закрытие границ влечет дискомфорт и потери. Я думаю это будет предметом обсуждения после открытия границы, но сейчас главное - открыть ее.
Ранее премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства РК, комментируя высказывания президента КР Алмазбека Атамбаева, отметил, что все транспортные, торговые выходы Кыргызстана - авиа, железнодорожные, автомобильные маршруты – идут через Казахстан.
«Но мы никогда не принимали ограничительных мер. Более того, все эти годы наша страна помогает кыргызскому народу, с пониманием относится к просьбам руководства Кыргызстана», - заявил глава кабмина РК, выступление которого было опубликовано на официальной странице премьер-министра в Facebook.
Его заявление совпало с появившимися сообщениями об усилении пограничного режима на границе Казахстана с Кыргызстаном. По данным Госпограничной службы Кыргызстана, с 18 часов 10 октября пропуск транспортных средств и лиц в пунктах пропуска на кыргызско-казахстанской границе со стороны сопредельного государства осуществлялся в усиленном варианте.
По последним сообщениям Государственной пограничной службы КР от 13 октября «ситуация на кыргызско-казахстанской границе постоянно меняется». По словам пресс-секретаря ведомства Салкын Абдыкариевой, «говорить, что ситуация осложнилась нельзя, потому что в час казахская сторона может пропускать то 1-2 машины, то по пять». «Казахстанская сторона до утра пропускала по шесть автомашин в час, сейчас по одной-две. А вчера вечером, к примеру, пропускали даже по 30 машин в час», - добавила она.
Пока статья готовилась к публикации поступило еще одно видео, из которого стало известно, что около 15 большегрузных машин с кыргызстанскими номерами, которых не пропустили на территорию Казахстана, остановились недалеко от российских деревень Большая Чернеевка и Алексеевка (в 50 километрах от границы РК и РФ).