За езду без тахографа, контролирующего режим работы автомобилей и водителей, перевозчикам на три месяца запретят возить грузы. Эта инициатива Минтранса усилит коррупцию на дорогах, убеждены участники рынка.
Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Разработанный в Минтрансе законопроект увеличивает штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха водителей, занятых перевозкой пассажиров и грузов, и за выпуск на линию машин без тахографа — прибора, который фиксирует скорость, пробег и время движения транспортного средства, а также отмечает, сколько времени водитель проводит за рулем.
По правилам за один день водителю нельзя ездить более 9 часов, при этом каждые 4,5 часа нужно делать перерыв на 45 минут.
В России установка тахографов на грузовой транспорт и автобусы стала обязательной в 2013 году. Но до сих пор за езду без этих приборов наказывали только водителей, причем в скромном размере: от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Штрафы больше
Новыми нормами предлагается также привлекать к ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение режима труда и отдыха водителей, то есть работу без напарников и слишком длинный рабочий день, штрафы для водителей поднимут от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Должностных лиц будут штрафовать от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
За выпуск на линию транспорта без тахографа, с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) устройством предусмотрены такие же штрафы. Но для юрлиц предусмотрено более серьезное наказание — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Депутат Загиф Байгускаров из «Единой России» отмечает: сейчас установлены слишком маленькие штрафы, водителям выгоднее платить их, чем тратится на установку тахографов.
«Усталость водителей чревата авариями, гибелью пассажиров и тяжелыми травмами»,
— заявил он.
Депутат Александр Старовойтов из ЛДПР привел расценки: тахограф стоит примерно 40 тыс. рублей, с учетом расходов на установку затраты доходят до 60-70 тысяч. Для владельцев старых машин это слишком большая нагрузка, признает он.
Нерабочий закон
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин возмущен, что такой важный документ не обсуждали с отраслевым сообществом.
«Власти создают дополнительные возможности для коррупции на дорогах. Мало написать закон — важно сделать, чтобы он работал, за его несоблюдение действительно привлекали нарушителей, а не просто ловили, выписывали штраф или брали мзду на месте и отпускали. За 90 дней приостановки деятельности предприятие может разориться. Поэтому большинство перевозчиков будет договариваться с инспекторами на месте. Как только примут этот закон, большинство компаний переведут свой парк машин на физлиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку на них не будет распространяться угроза приостановки деятельности»,
— прогнозирует он.
Смертельная статистика
Проблема усталости водителей, которые нередко засыпают за рулем или не успевают среагировать на изменения ситуации на дороге, обсуждается не первый год. «Усталость водителя является причиной 20% всех ДТП», — приводит данные статистики заместитель министра транспорта Сергей Аристов. Контролировать соблюдение режима труда водителей призван тахограф, но многие перевозчики игнорируют требование о его установке. В 2017 году в России к ответственности за выход в рейс без тахографов были привлечены 206 тысяч водителей и 6 тысяч должностных лиц, констатирует Аристов.
По данным исследования компании Ford, если водитель спит на 2 часа меньше положенных для среднестатистического человека 8 часов в сутки, то для него в 2 раза увеличивается риск попадания в аварию. Если водитель спал меньше 4 часов, то этот риск возрастает в 11,5 раза.
Опрос Ford показал, что 32% российских водителей хотя бы раз в жизни засыпали за рулем, а 3,8% признались, что просыпались от столкновения с другими машинами, с препятствиями на дороге или уже в кювете.
Подобные аварии случаются едва ли не каждую неделю. Так, 16 июня на трассе Азов — Староминская легковой автомобиль Ford столкнулся с рейсовым автобусом, погиб двухлетний ребенок, пострадали 8 человек. Причина — водитель заснул за рулем. На трассе «Кола» 13 июля водитель фуры отключился за рулем от усталости и протаранил 4 автомобиля, стоявшие на перекрестке перед красным сигналом светофора. Год назад на трассе М-4 «Дон» погибли 6 человек и пострадали 24, так как водитель автобуса уснул за рулем и столкнулся с грузовиком MAN, после чего тот врезался в машину Toyota.
Правда, чаще всего подобные аварии происходят по вине водителей легковых автомобилей, а не автобусов и большегрузов, отмечают эксперты. Поэтому логично было бы ужесточить ответственность за неуместный сон и для них. Но пока таких автовладельцев не обязывают устанавливать тахографы. В Европе обсуждается инициатива обязать всех водителей устанавливать приборы против сна за рулем.