Объём рынка дальнемагистральных грузоперевозок в Соединенных Штатах впечатляет: в 2017 году он достиг $182 млрд. Согласно данным статистики, отрасль чувствует себя неплохо: в период c 2011 по 2016 годы оборот увеличивался в среднем на 2,1% ежегодно.
Однако в последнее время все более ощутимой становится проблема нехватки кадров. Сегодня США остро нуждается в дальнобойщиках.
Некогда бывшая престижной, эта рабочая профессия непопулярна среди «миллениалов» (поколения, родившегося после 1981 года). Современную молодежь не прельщает романтика больших дорог и эстетика кустарного тюнинга. Впрочем, это лишь одна из причин непопулярности профессии.
Масштабы кризиса
Американская ассоциация грузоперевозчиков (ATA) сообщает: по состоянию на октябрь 2017 года дефицит водителей в США оценивался в 50 тыс. человек. По прогнозам ассоциации в ближайшие 10 лет в Америке возникнет потребность в 900 тыс. водителей большегрузов; насколько эта потребность будет удовлетворена – большой вопрос.
Нехватку дальнобойщиков уже почувствовали на своей шкуре логисты, ретейлеры и прочие предприниматели, так или иначе связанные с рынком грузоперевозок. В марте этого года General Mills, один из крупнейших производителей товаров народного потребления, представил отчет, в котором аналитики компании с сожалением констатировали серьезные убытки, вызванные нехваткой водителей. Авторы отчета заявили, что прибыль по итогам финансового года окажется меньшей, чем ожидалось ранее. Они заверили инвесторов, что для найма водителей принимаются самые активные меры, но рынок отреагировал на неприятные известия довольно жестко.
Стоимость акций General Mills снизилась на 10% и достигла 5-летнего минимума.
Такая же участь постигла другие крупные компании. Из-за роста цен на автомобильные грузоперевозки существенно снизилась прибыль Hershey’s, крупнейшего американского производителя шоколада. Акции компании в марте подешевели на 4%. Производитель бытовой химии Clorox и корпорация Sysco, занимающаяся поставкой продовольствия в рестораны и организации, также понесли серьезные убытки.
Говоря о масштабах кризиса, аналитики Bloomberg утверждают: экономика будущего, в которой место дальнобойщиков должен занять искусственный интеллект, может не наступить из-за насущных проблем сегодняшнего дня, вызванных банальной нехваткой живых водителей.
Есть проблема – есть решение
Разумеется, американцы не сидят сложа руки и пытаются решить возникшую проблему.
22 марта на рассмотрение Конгресса США был внесен законопроект о снижении минимально допустимого возраста для получения коммерческих прав до 18 лет.
Сегодня дальнобойщиком может стать лишь американец, достигший 21 года. Даже если законопроект будет принят, требования к юному водителю останутся довольно жесткими: ему придется накатать как минимум 240 часов в сопровождении опытного наставника и соблюдать многочисленные ограничения. И все же такие меры могут поспособствовать притоку свежих кадров в непопулярную профессию.
Проявляют инициативу транспортно-логистические компании, которые вынуждены повышать ставки. Так один из самых популярных сервисов для заказа грузоперевозок Uber Freight заключил соглашение с поставщиками топлива, покрышек и запчастей. Для дальнобойщиков, которые выполняют заказы Uber Freight, все эти «расходники» предоставляются по льготным ценам. Кроме того, организация существенно ускорила перевод платежей: теперь водители получают деньги практически сразу после выполнения заказа.
Не остается в стороне АТА, активно лоббирующая продвижение законопроекта о снижении минимального возраста для водителей большегрузов. Специалисты ассоциации предлагают обеспечить более комфортные условия работы дальнобойщиков, повысить им заработную плату и принять меры по улучшению имиджа профессии. Последний пункт представляется наиболее занятным: было бы интересно понаблюдать за тем, как американские пиарщики будут возвращать дальнобойщикам былую славу.
Почему так вышло?
Профессия дальнобойщика перестала быть популярной по нескольким причинам.
Во-первых, беспилотные грузовики уже ездят по американским дорогам. Конечно, эти перспективные технологии требуют серьезной доработки, и в ближайшие годы беспилотники массовым явлением не станут. Однако
рано или поздно «живые» водители окажутся не у дел,
и если дальнобойщики среднего возраста могут махнуть на это рукой, то молодежь вряд ли захочет связывать будущее с профессией, которая скорее рано, чем поздно невостребованной.
Во-вторых, 70-е остались позади. Образ брутального и независимого дальнобойщика потерял актуальность. В действительности, минусов у этой профессии хоть отбавляй: сидячий образ жизни, стесненные бытовые условия, зачастую – работа вдали от дома…
Третья – и, пожалуй, самая главная причина – сравнительно невысокая зарплата. По данным CNBC, среднестатистический дальнобойщик в год зарабатывает около $40 тыс. долларов, в то время как медсестра может рассчитывать на $67 тыс., финансовый советник (консультант) – на $87 тыс., а программист – на $98 тыс.
Казалось бы, выход очевиден: нужно увеличить зарплаты, и люди потянутся в профессию. Однако увеличение стоимости грузоперевозок неизбежно повлечет за собой рост цен на транспортируемые товары, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на спросе. Иными словами, для того, чтобы все было хорошо, обязательно нужны люди. А их нет.
Что теперь будет?
Все зависит от того, насколько активно будет действовать правительство и помогут ли ему заинтересованные игроки рынка – крупные ритейлеры и транспортно-логистические компании. Впрочем, рынок автомобильных грузоперевозок в США крайне неоднороден, монополистов в нем нет, а индивидуальных предпринимателей – полно; поэтому решающее слово, по всей видимости, окажется за конгрессом и АТА.
В худшем случае ситуация будет усугубляться. Тогда цены на самые разные товары могут вырасти; впрочем, вряд ли рост окажется критичным. При этом опасения экспертов Bloomberg выглядят несколько преувеличенными: рост цен вряд ли станет серьезной помехой для разработчиков ИИ, а нехватка водителей подстегнет их активнее вести разработку беспилотных систем для грузового транспорта.
И в таком случае нынешний кризис вполне может оказаться ломкой, своеобразным переходным периодом, в ходе которого рынок автомобильных грузоперевозок откажется от водителей в пользу беспристрастных машин или удаленных операторов.