Перевозки грузов автотранспортом в августе текущего года оставались стабильными. Их объемы по сравнению с аналогичным периодом 2016-го практически не изменились.
Кто-то теряет…
Правда, при этом на 1% увеличился грузооборот, что указывает на рост дальности перевозок. Напомним, что в июле нынешнего года этот тренд оказался еще заметнее: динамика прибавки объемов перевозок была на уровне 0,3%, а грузооборота, соответственно, 3,6%.
Причем именно на дальних маршрутах на ряде направлений увеличились ставки. В целом в июле этот рост составил 6,8%. И, по-видимому, он достиг своего потолка, ведь в августе цены на услуги по доставке грузов автотранспортом в среднем практически не поднялись.
При этом ситуация для разных компаний складывалась крайне неравномерная: одни игроки из-за того, что оказались в сложном финансовом положении, были вынуждены продавать часть своего парка. Например, так поступили в ИП «Трошкин В. П.».
«А мы полностью прекратили выполнять негабаритные перевозки по России», – добавила председатель совета директоров УМ-242 Наталья Тимофеева. Причина та же – слишком выросли риски.
В целом парк, обслуживающий коммерческие грузовые автоперевозки, несколько сократился. Насколько – к сожалению, оценить сложно, так как часть машин, которые летом формально поставили на прикол или списали, по сути, ушла в тень. В частности, это более всего было характерно для такого сегмента, как перевозка инертных стройматериалов.
Соответственно, те, кто остались на легальном рынке, подняли цены. Из-за этого в июле в некоторых регионах ощутимо выросла стоимость жилья на новых объектах строительства.
… а кто-то находит!
Также стоит отметить, что сжатие парков не коснулось таких рынков, как, скажем, перевозки товаров для ритейла: здесь заранее учли риски, связанные с доставками грузов по российским автодорогам. И уже в июне в розничные цены был заложен тот рост расходов на доставку продукции и логистику, который произошел в июле.
Аналогично поступили и многие крупные грузоотправители. Впрочем, как отметил представитель одного металлургического предприятия, рост ставок на автотранспорте оказался менее существенным, чем на железной дороге. Поэтому к увеличению цен автоперевозчиков крупные клиенты отнеслись спокойно. И это не привело к оттоку тех же металлов на стальные магистрали. Скорее, наоборот: грузы на дальних маршрутах продолжали в ряде случаев переключаться с железных дорог на автотрассы.
Все это способствовало стабилизации рынка автоперевозок. Некоторые компании снова стали обновлять парки.
В конце тоннеля виден свет
На внутренних линиях к этому подтолкнуло то, что с июля 2017 года в России заработала новая программа льготного лизинга «Российский тягач». Постановление правительства № 808 от 07.07.2017 г. предоставило банкам право получать субсидии из федерального бюджета на обеспечение сделок по приобретению магистральных седельных тягачей российского производства.
Программа позволяет получить скидку в 12,5% от стоимости автомобиля. Правда, суммарная субсидия на одно транспортное средство не может превышать 625 тыс. руб. Скидка предоставляется как организациям, так и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. В 2017 году обновлению парка грузовиков также способствовали госпрограммы «Российский фермер» и «Свое дело».
По мнению председателя комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрея Чурсина, в 2016 году рынок закупок новых грузовиков достиг дна, а в текущем году он начал восстанавливаться. Причем максимальное количество проданных автомобилей сейчас приходится на КамАЗы.
«Два предыдущих года перевозчики не покупали новые грузовики. А сейчас наблюдается повышение интереса к лизингу от производителя», – отметил руководитель отдела маркетинга компании «ДАФ Тракс Рус» Евгений Савельев. «Планируем закупку новых тягачей в конце этого года и в следующем году», – рассказал генеральный директор ХК «Совтрансавто» Владимир Тян.
Внешнеторговые рейсы ускорились
Основным драйвером автоперевозок в августе стали международные рейсы. Если ранее автоперевозчики проводили достаточно консервативную стратегию ведения бизнеса, опасаясь рисков, связанных с избытком предложения подвижного состава на российском рынке, то теперь картина потихоньку начинает меняться.
«Впервые за последние 2 года мы почувствовали на некоторых направлениях международных перевозок превышение спроса над предложением», – отметил заместитель генерального директора компании «Совавто Санкт-Петербург» Александр Голубев.
Если ранее сегмент международных сообщений обеспечивался на азиатском направлении, то сейчас оживление чувствуется и на ряде европейских маршрутов. Поэтому неслучайно появился проект внесения изменений в Условия распределения многосторонних разрешений в рамках договоренностей с Европейской комиссией министров транспорта (ЕКМТ).
Как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, в странах – участницах ЕКМТ приняли Хартию качества международных автомобильных грузовых перевозок. В связи с этим потребовалось внести поправки и в российское законодательство, чтобы сохранить конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках транспортных услуг.
Проект приказа, в частности, вводит понятие коэффициента деловой репутации. Новые Условия позволят аннулировать ранее выданные компаниям многосторонние разрешения в текущем году, если перевозчики неоднократно нарушали установленный порядок автомобильных грузовых перевозок. Поправки в данный законопроект в Минтрансе России принимают до 12 сентября 2017 года.